ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Ленинградская область

ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ ОБ ЭКСПЕРТИЗЕ ОБЛАСТНОГО ЗАКОНА О КВОТИРОВАНИИ РАБОЧИХ МЕСТ ДЛЯ ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

img
23.01.2023

Инициатором проведения экспертизы в отношении Закона выступили Правовое управление Законодательного собрания Ленинградской области и комитет по труду и занятости Ленинградской области (разработчик).

В ходе публичного обсуждения было получено 13 замечаний/предложений.

Преимущественно замечания участников сводились к неэффективности установленного Законом регулирования и необходимости изменения подхода к обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти субъекта в области содействия занятости населения в части предоставления гарантий занятости для выпускников.

Так, в ходе экспертизы было установлено, что в соответствии с Законом  работодатели в 2021 году обязаны были выделить (зарезервировать) 1263 рабочих места для выпускников, в 2022 году – 1843 рабочих места. При этом данные значения по 2021 году в 3,5 раза (по 2022 году в 5,5 раз) превышают количество выпускников.

Из представленных разработчиком данных по фактическому трудоустройству выпускников с 2017 по 2022 годы можно сделать вывод о том, что процент трудоустроенных по квоте выпускников по отношению к их общему количеству невысокий (в среднем 8%). При этом важно отметить, что потребность все же в квоте имеется, в 2019-2021 годы заметно увеличение количества трудоустроенных по квоте выпускников (данные приведены в заключении об экспертизе).

По результатам проведенного Уполномоченным органом анализа практики субъектов Российской Федерации было установлено, что в ряде регионов установлена  единая квота для выпускников и инвалидов. В Ленинградской области квота для выпускников и инвалидов определена разными нормативными правовыми актами. Совокупный размер квоты для приема на работу инвалидов и выпускников для работодателей со среднесписочной численность работников от 35 до 100 человек включительно составляет 2 рабочих места, для работодателей со среднесписочной численность работников свыше 100 человек –  минимум 5 рабочих мест. Данные значения превышают показатели по проанализированным регионам. 

Установленное Законом регулирование содержит обязательное требование. В связи с чем положения Закона были рассмотрены через призму принципов, зафиксированных в Федеральном законе от 31 июля 2020 года № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации».

По результатам проведенной экспертизы Уполномоченным органом было рекомендовано разработчику пересмотреть установленные Законом размеры квоты рабочих мест для выпускников, а также круг работодателей, на которых распространяется квота, в частности, исключить квоту рабочих мест для организаций со среднесписочной численностью работников меньше 100 человек.

Кроме того, разработчику было рекомендовано устранить в Законе положения, которые могут быть неоднозначно истолкованы и привести к необоснованному нарушению прав бизнеса.

С заключением об ОРВ можно ознакомиться здесь.