В период проведения публичного обсуждения проекта акта от 54 участников поступило 55 замечаний (предложений).
Проблема, на решение которой направлено регулирование:
Федеральное законодательство не устанавливает единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса. Кроме того, действующим правовым регулированием не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.
По мнению регулирующего органа, указанные обстоятельства создают препятствия и неопределенность для развития малоформатной торговли в Ленинградской области.
В настоящее время размещение нестационарных торговых объектов
в муниципальных образованиях Ленинградской области осуществляется
на основании муниципальных правовых актов с различными порядками
и условиями.
Субъекты, на которых направлено предлагаемое регулирование.
По состоянию на 1 апреля 2023 года, согласно мониторингу, проведенному регулирующим органом, на территории Ленинградской области осуществляют деятельность 3 345 нестационарных торговых объектов (в том числе 582 мобильных торговых объекта), 23 % из которых – на платной основе, 77 % – без взимания платы. По состоянию на 12 апреля 2023 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числится 16 313 . субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по ОКВЭД группы 47.
Содержание предлагаемого регулирования:
Проектом акта, в частности, предлагается уточнить порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (по результатам торгов / без проведения торгов) в целях установления прозрачных и единообразных правил и общих принципов организации нестационарной и мобильной торговли, на законодательном уровне закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд.
Также проектом акта предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию. Соответствующий вид торговой деятельности предлагается осуществлять в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, без заключения договора на размещение.
Результаты публичного обсуждения.
По результатам публичных обсуждений в проект акта внесены следующие изменения, направленные на исключение избыточных положений/неоднозначных трактовок:
1. Скорректировано понятие «мобильные торговые объекты»: дополнено указанием на возможность оснащения таких объектов колесным механизмом, что позволит относить к данным объектам также торговые тележки, например, для торговли мороженным, попкорном, тем самым исключена пробельность в регулировании;
2. Уточнен срок размещения НТО (проектом акта предлагается установить единый срок – 10 лет). В ходе обсуждения возник вопрос: как быть с такими участками, которые администрация может предоставить на срок менее чем 10 лет, (например, на 5 лет в связи с последующим строительством там объекта). Получается, что эти территории будут пустовать даже если на них будет спрос. Итогом обсуждения стала альтернативная формулировка, предложенная представителем Уполномоченного по защите прав предпринимателей в области: «на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более 10 лет»;
3. Установлен минимальный срок размещения НТО в один год в случае, если субъекту предоставлено компенсационное место. Это положение касается случаев, когда согласно договору на размещение оставшийся срок размещения НТО составляет менее года. Увеличение срока до 1 года позволит компенсировать субъекту время, связанное с переездом, а также позволит адаптироваться к новым сложившимся условиям и тем самым сохранить прибыль (либо в перспективе достичь прежних ее размеров).
Одним из главных вопросов при обсуждении проекта акта был вопрос о платности размещения НТО.
Согласно проекту акта размещение мобильных торговых объектов
и нестационарных торговых объектов стабильного территориального размещения площадью до 50 квадратных метров включительно осуществляется без взимания платы. Регулирующим органом не учтено предложение администраций муниципальных образований области об уменьшении (например, до 20 квадратных метров)/отмене значения в 50 квадратных метров для установления платы за размещение нестационарного торгового объекта стабильного территориального размещения, как противоречащее концепции проекта акта. Так, по информации администрации Киришского муниципального района Ленинградской области на сегодняшний день в районе 80 нестационарных торговых объектов со стабильным территориальным размещением. Общий размер поступлений в местный бюджет от размещения указанных объектов составляет около 5 млн. рублей в год. При этом нестационарных торговых объектов со стабильным территориальным размещением площадью более 50 квадратных метров 6 единиц (ожидаемое снижение поступлений в местный бюджет около 4 млн. рублей в год).
Уполномоченный орган подержал разработчика в его решении. Предлагаемое проектом акта регулирование, с одной стороны, снизит размер поступлений в местные бюджеты от размещения объектов, с другой стороны, в условиях сложной экономической ситуации будет способствовать развитию предпринимательской деятельности, в частности, развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.
С законопроектом можно ознакомиться здесь.