ИНТЕРНЕТ ПОРТАЛ ДЛЯ ПУБЛИЧНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТОВ И ДЕЙСТВУЮЩИХ НОРМАТИВНЫХ АКТОВ ОРГАНОВ ВЛАСТИ
Ленинградская область

ЗАКОНОПРОЕКТ ОБ НТО ДОРАБОТАН ПО РЕЗУЛЬТАТАМ ПУБЛИЧНЫХ ОБСУЖДЕНИЙ

img
16.05.2023

В период проведения публичного обсуждения проекта акта от 54 участников поступило 55 замечаний (предложений).

Проблема, на решение которой направлено регулирование:

Федеральное законодательство не устанавливает единообразных подходов в части определения терминологии, основных принципов оформления права на размещение нестационарных торговых объектов, сроков размещения и их продления, установления платы за размещение, а также гарантий прав хозяйствующих субъектов на открытие, функционирование и развитие торгового бизнеса. Кроме того, действующим правовым регулированием не учитываются особенности осуществления развозной торговли и использования мобильных торговых объектов на базе автотранспортных и иных механических средств.

По мнению регулирующего органа, указанные обстоятельства создают препятствия и неопределенность для развития малоформатной торговли в Ленинградской области.

В настоящее время размещение нестационарных торговых объектов
в муниципальных образованиях Ленинградской области осуществляется
на основании муниципальных правовых актов с различными порядками
и условиями.

Субъекты, на которых направлено предлагаемое регулирование.

По состоянию на 1 апреля 2023 года, согласно мониторингу, проведенному регулирующим органом, на территории Ленинградской области осуществляют деятельность 3 345 нестационарных торговых объектов (в том числе 582 мобильных торговых объекта), 23 % из которых – на платной основе, 77 % – без взимания платы. По состоянию на 12 апреля 2023 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства числится 16 313 субъектов предпринимательской деятельности, осуществляющих деятельность по ОКВЭД группы 47.

Содержание предлагаемого регулирования:

Проектом акта, в частности, предлагается уточнить порядок предоставления права на размещение нестационарных торговых объектов (по результатам торгов / без проведения торгов) в целях установления прозрачных и единообразных правил и общих принципов организации нестационарной и мобильной торговли,  на законодательном уровне закрепить принцип «меняется место – сохраняется бизнес», позволяющий гарантировать предоставление компенсационных мест и сохранение бизнеса, если место размещения нестационарного торгового объекта требуется для государственных или муниципальных нужд.

Также проектом акта предлагается выделить мобильные торговые объекты (автомагазины, автолавки и другие) в отдельную категорию. Соответствующий вид торговой деятельности предлагается осуществлять в местах, предусмотренных схемой размещения нестационарных торговых объектов, без заключения договора на размещение.

Результаты публичного обсуждения.

По результатам публичных обсуждений в проект акта внесены следующие изменения, направленные на исключение избыточных положений/неоднозначных трактовок:

1. Скорректировано понятие «мобильные торговые объекты»: дополнено указанием на возможность оснащения таких объектов колесным механизмом, что позволит относить к данным объектам также торговые тележки, например, для торговли мороженным, попкорном, тем самым исключена пробельность в регулировании;

2. Уточнен срок размещения НТО (проектом акта предлагается установить единый срок – 10 лет). В ходе обсуждения возник вопрос: как быть с такими участками, которые администрация может предоставить на срок менее чем 10 лет, (например, на 5 лет в связи с последующим строительством там объекта). Получается, что эти территории будут пустовать даже если на них будет спрос. Итогом обсуждения стала альтернативная формулировка, предложенная представителем Уполномоченного по защите прав предпринимателей в области: «на срок, указанный в заявлении хозяйствующего субъекта, но не более 10 лет»;

3. Установлен минимальный срок размещения НТО в один год в случае, если субъекту предоставлено компенсационное место. Это положение касается случаев, когда согласно договору на размещение оставшийся срок размещения НТО составляет менее  года. Увеличение срока до 1 года позволит компенсировать субъекту время, связанное с переездом, а  также позволит адаптироваться к новым сложившимся условиям и тем самым сохранить прибыль (либо в перспективе достичь прежних ее размеров).

Одним из главных вопросов при обсуждении проекта акта был вопрос о платности размещения НТО.

Согласно проекту акта размещение мобильных торговых объектов
и нестационарных торговых объектов стабильного территориального размещения площадью до 50 квадратных метров включительно осуществляется без взимания платы
. Регулирующим органом не учтено предложение администраций муниципальных образований области об уменьшении (например, до 20 квадратных метров)/отмене значения в 50 квадратных метров для установления платы за размещение нестационарного торгового объекта стабильного территориального размещения, как противоречащее концепции проекта акта. Так, по информации администрации Киришского муниципального района Ленинградской области на сегодняшний день в районе 80 нестационарных торговых объектов со стабильным территориальным размещением. Общий размер поступлений в местный бюджет от размещения указанных объектов составляет около 5 млн. рублей в год. При этом нестационарных торговых объектов со стабильным территориальным размещением площадью более 50 квадратных метров 6 единиц (ожидаемое снижение поступлений в местный бюджет около 4 млн. рублей в год).

Уполномоченный орган подержал разработчика в его решении. Предлагаемое проектом акта регулирование, с одной стороны, снизит размер поступлений в местные бюджеты от размещения объектов, с другой стороны, в условиях сложной экономической ситуации будет способствовать развитию предпринимательской деятельности, в частности, развитию деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства Ленинградской области.   

С законопроектом можно ознакомиться  здесь.